Для начала небольшой экскурс в историю. Первые эксперименты по созданию литиевых батарей начались в 1912 году, но только спустя шесть десятилетий, в начале 70-х годов, они впервые появились в бытовых устройствах. Причем, подчеркнем, это были именно батареи. Последовавшие вслед за этим попытки разработать литиевые аккумуляторы (перезаряжающиеся батареи) оказались неудачными из-за возникших проблем в обеспечении их безопасной эксплуатации. Литий - самый легкий из всех металлов, имеет самый большой электрохимический потенциал и обеспечивает самую большую плотность энергии. Аккумуляторы, использующие литиевые металлические электроды способны обеспечить и высокое напряжение, и превосходную емкость. Но в результате многочисленных исследований в 80-х годах, было выяснено, что циклическая работа (заряд - разряд) литиевых аккумуляторов приводит к изменениям на литиевом электроде, уменьшающим тепловую стабильность и вызывающим потенциальную возможность выхода теплового состояния из-под контроля. В случае, когда это происходит, температура элемента быстро приближается к точке плавления лития и возникает бурная реакция с воспламенением выделяющихся газов.например при глубоком разряде.Так, например, большое количество литиевых аккумуляторов для мобильных телефонов, поставленных в Японию в 1991 году, было отозвано после нескольких случаев их воспламенения и причинения ожогов людям.
Первая помощь
В случае разрушения литий-ионного аккумулятора, утечки электролита и попадания его на кожу или глаза, немедленно промойте эти места проточной водой. Если электролит попал в глаза, промойте их проточной водой в течение 15 минут и обратитесь к врачу.
Li-ion-аккумуляторы обладают заметно большей емкостью, чем Ni-MH, более низким саморазрядом (примерно 2-5 % в месяц плюс 3% на питание встроенной электронной схемы защиты). Они более неприхотливы в обслуживании, за исключением необходимости хранения в заряженном состоянии.
Li-ion аккумуляторы содержат несколько встроенных устройств защиты: плавкий предохранитель, термопредохранитель и внутреннюю схему управления, которая отключает аккумулятор в нижней и верхней точках напряжения заряда и разряда. Напряжение единичного элемента Li-ion аккумулятора равно 3,6 вольта. Оптимальная температура хранения Li-ion аккумуляторов составляет 15-25 °С (предельная температура - от 0 °С до +45 °С ).
Уменьшение емкости Li-ion аккумуляторов необратимо, так как используемые в них токсичные материалы рассчитаны на работу только в течение определенного времени (к концу эксплуатации аккумулятора токсичность применяемых в нем веществ снижается). Li-ion-аккумуляторы некоторых производителей могут работать только при положительных температурах (!!!); они подвержены старению, даже если не используются. Ухудшение емкости наблюдается примерно после года эксплуатации. Через два года аккумулятор практически выходит из строя. Поэтому Li-ion- аккумуляторы не рекомендуется хранить в течение длительного времени.
Так что при покупке смотрим дату изготовления в обязательном порядке
Теперь немного юмора
Немалую роль в процессе расходования энергии аккумуляторов играет и субъективный фактор, причем особенно сильно он проявляется сразу после покупки нового устройства или при пользовании им от случая к случаю. Довольно часто наблюдаются так называемые эффекты первой батарейки и нового аппарата, когда начинающий пользователь вместо того, чтобы почитать инструкцию, начинает осваивать устройство «методом тыка». Такой же эффект может наблюдаться у тех, кто давно не пользовался устройством и лихорадочно ищет нужные функции, которые вроде бы «должны где-то включаться».
Кроме того, недавно купленное устройство не хочется выпускать из рук — так и тянет лишний раз полюбоваться, попробовать в разных режимах и т.д. В результате наблюдается резкое возрастание непроизводительных затрат энергии и батарейки очень быстро садятся. Подобный эффект может даже вызвать у пользователя несправедливые подозрения по поводу неисправности самого устройства или используемых аккумуляторов, а ларчик-то в этом случае открывается просто: чтобы устройство исправно служило и демонстрировало заявленные характеристики, его нужно использовать по назначению…
А теперь об условиях разряда.
Обычно Li-ion аккумуляторы разряжают до напряжения 3.0 В на элемент, хотя и для некоторых разновидностей нижний порог составляет 2.5 В. Производители оборудования с питанием от аккумуляторов, как правило, разрабатывают устройства с порогом выключения 3.0 В (на все случаи жизни). Что это означает? Все просто: напряжение на аккумуляторе при включенном телефоне постепенно уменьшается и как только достигает 3.0 В, телефон предупредит вас и выключится. Однако это совсем не означает, что он перестал потреблять энергию от аккумулятора. Пусть немного, но требуется энергия для определения нажатия клавиши включения телефона и некоторых других функций. Кроме того, потребляет энергию собственная внутренняя схема управления и защиты, да и саморазряд, хоть и небольшой, но все же характерен и для аккумуляторов на основе лития. В результате, если оставить литиевые аккумуляторы на длительный срок без подзарядки, то напряжение на них упадет ниже 2.5 В. А это для них очень плохо. В этом случае возможно отключение внутренней схемы управления и защиты, и не все зарядные устройства после этого смогут заряжать такие аккумуляторы. Кроме того, глубокий разряд отрицательно сказывается и на внутренней структуре самого аккумулятора. Полностью разряженный аккумулятор должен заряжаться на первом этапе током всего в 0.1C. Словом, аккумуляторы скорее любят находиться в заряженном состоянии, чем в разряженном. С это емкость аккумулятора
Что же понимать под исправным состоянием? Применительно к аккумулятору для мобильного (сотового) телефона или радиостанции под исправным состоянием понимается нахождение в пределах нормы трех его основных параметров: реальной электрической емкости, внутреннего сопротивления и саморазряда . Электрическая емкость самым непосредственным образом влияет на продолжительность работы телефона, как в режиме ожидания, так и в режиме разговора. От внутреннего сопротивления прямо зависит способность телефона работать в режиме разговора или приема сообщений. Саморазряд влияет на скорость уменьшения электрической емкости с течением времени. И сразу же возникает вопрос, а каким образом эти параметры аккумулятора можно проверить, оценить?
Возможны два подхода к решению данного вопроса. Попробовать это сделать самостоятельно или довериться профессионалам. Рассмотрим и тот и другой варианты.
Профессиональная оценка состояния аккумулятора
Для принятия решений в этом случае требуются количественные и точные оценки состояния аккумуляторов. Кроме того, порою, от состояния аккумулятора может зависеть человеческая жизнь, если аккумуляторы используются в средствах связи, например, подразделений МЧС. Поэтому в этих случаях для оценки состояния аккумуляторов применяются специальные приборы - анализаторы аккумуляторов. И существует вполне определенный перечень основных требований, предъявляемых к приборам данного назначения. Среди них:
1.измерение основных параметров аккумулятора: степени заряда, емкости, внутреннего сопротивления и саморазряда;
2.восстановление аккумуляторов определенных электрохимических систем;
3.определение короткозамкнутых элементов в аккумуляторах;
4.определение "мягких" элементов в аккумуляторе (ускоренного роста напряжения во время заряда);
5.обслуживание аккумуляторов в различных режимах по выбору пользователя;
6.дежурный режим заряда аккумуляторов;
Но нам этот анализатор не по карману
Оценка состояния аккумулятора потребителем
Оценка саморазряда. Суть саморазряда, заключается в потере аккумулятором своей емкости по отношению к величине, которую он имеет сразу же после заряда. Саморазряд литий-ионных аккумуляторов оценивается через месяц после заряда из-за своего небольшого значения. Поэтому нас это не интересует
Оценка внутреннего сопротивления. Основным признаком большого значения внутреннего сопротивления аккумулятора является отключение телефона или радиостанции в момент начала исходящего или входящего вызова (при условии, что контакты аккумулятора чистые и на них нет следов окисления и повреждений). В таких случаях пользователи обычно говорят, что зарядили аккумулятор до "зеленого света" в зарядном устройстве или в телефоне, включили, а через некоторое время он оказался выключенным (выключение произошло в момент входящего звонка, но звонка при этом не слышно!). Или телефон отключается в момент исходящего звонка. Индикатор напряжения аккумулятора при этом (до момента отключения) показывает, что работать еще можно. Все вышеперечисленные случаи - качественные признаки большого значения внутреннего сопротивления аккумулятора. Количественно оценить его значение в бытовых условиях рядовому пользователю не представляется возможным.
Оценка реальной электрической емкости. Сделать это можно тремя способами. Первый способ - качественный и очень приблизительный. Заключается он в примерной оценке среднего времени продолжительности работы вашего мобильника. Однако сложность состоит в том, что это время зависит от многих факторов: номинальной емкости аккумулятора, степени и правильности его исходного заряда, частоты и продолжительности ваших телефонных разговоров, степени удаления от базовой станции, температуры окружающего воздуха. Поэтому незначительное уменьшение емкости аккумулятора (на 15 - 20 обычно остается незамеченным.
При втором способе, более точном, требуются специальные зарядные устройства с функцией разрядки аккумулятора. В этом случае достаточно зарядить аккумулятор в зарядном устройстве, а затем поставить его на разряд и оценить время, которое пройдет от момента начала разряда до момента его окончания и автоматического переключения на заряд. Зная длительность этого интервала времени для точно такого же заведомо исправного аккумулятора и определив этот интервал для испытуемого аккумулятора, вы можете оценить его емкость. Единственное неудобство заключается в том, что надо сидеть перед зарядным устройством и ожидать, когда же оно закончит разряжать аккумулятор. Этот метод позволяет в какой-то мере оценить и внутреннее сопротивление аккумулятора, если зарядное устройство обеспечивает разрядный ток от 500 мА и выше.
И третий способ мой. безо всякой автоматики.берем батарею смотрим ее номинальную емкость (написана на батарее )для v635 - 780 ма\ч это значит что что батарея разрядится до конечного напряжения ( Обычно Li-ion аккумуляторы разряжают до напряжения 3.0 В на элемент меньше нельзя см. выше по тексту) за 1 час.но есть маленькое но- таким большим током нестоит!считается что номинальй разрядный ток равен 1\10 емкости батареи но нам тоже сидеть возле батареи 10 часов нереально поэтому я выбрал ток разряда равным 1\4 емкости батареи и был равен 195 ма.в идеале батарея должна продержать напряжение до 3 вольт 2,5 часа у меня она продержала 1 ч 27 мин примерно,из этого делаем вывод что емкость батареи равна примерно 400-450 миллиампер теперь о том как что подключать,нам потребуется вольтметр лучше цифровой как более точный,но и обычный тоже пойдет и миллиамперметр переменный резистор от 5 до 10 ком мощностью чем больше тем лучше ватт 10-25 потому что он будет нагреватся и сопротивление будет уходить и естественно будет менятся ток и от этого будет уходить точность замера,придется постоянно подстраивать.подключаем по приведенной схеме резистором выставляем ток разряда по амперметру и засекаем время и сидим смотрим как падает напряжение по вольтметру как только упадет до 3 вольт засекаем время отключаем батарею ставим ее на зарядку и прикидываем сколько получилась емкость.вот вроде и все. нормальные батареи так насиловать не стоит
А теперь прикол
Срок службы (срок эксплуатации) аккумулятора. Его принято оценивать по количеству циклов заряда/разряда, которое аккумулятор выдерживает в процессе эксплуатации без значительного ухудшения своих основных параметров: емкости, саморазряда и внутреннего сопротивления. Срок службы зависит от многих факторов: методов заряда, глубины разряда, процедуры обслуживания или его отсутствия, температуры и электрохимической природы аккумулятора. Кроме того, он определяется временем, прошедшим со дня изготовления, особенно для Li-ion-аккумуляторов. Аккумулятор, как правило, считается вышедшим из строя после уменьшения его емкости до 60 – 80 % от номинального значения.
Это когда же я свой выбросить должен был если у меня сейчас осталось примерно 50 %
p.s.хотел одним куском выложить по схемам путаница получится буду выкладывать сообщениями.